ՐԱՖՖԻ ՀՈՎՀԱՆՆԻՍՅԱՆ


Интервью с основателем партии «Наследие» Раффи Ованнисяном.

– В эти дни в Армении происходит невообразимое: глава государства уже угрожает лично возглавить атаку на Резиденцию Католикоса. Как вы оцениваете ситуацию?

– Прежде всего, гражданин Республики Армения, армянин, я сам лично, мы все вместе должны освободить Республику Армения от распущенной диктатуры, от власти, находя-щейся в системном кризисе, жаждущей кресел и нелегитимной.

– Существует мнение, что власть не сможет «переварить» атаку на Церковь, если Католикосат останется непоколебимым и не уступит. Как общество и как последователи Армянской апостольской церкви, чего мы должны ожидать от Католикоса?

– Я не вправе давать советы или поучения Католикосу всех армян, уверен, что он рассматривает все возможные подходы. Однако, возможно, настало время институционально, то есть системно и на индивидуальном уровне, переосмыслить путь святой Церкви в отношениях между государством и Церковью при всех властях. Армянская апостольская церковь  и ее руководство не всегда была независимы от власти и не всегда благословляла достойных – иногда благословляла недостойных. Тем не менее, внутренние преобразования и совершенствования – это вопрос внутреннего церковного устава, и государство, власть не имеют никакого права на посягательство на этот всемирный институт, представляющий нашу национальную идентичность. Вместе с тем это уникальная возможность, чтобы впервые за многие годы Церковь обрела настоящую независимость от государственного вмешательства и положения придатка или подчинённой. Но это возможно только в том случае, если произойдёт искреннее переосмысление прошлого и преодоление его наследия.
 
– Если армянское общество не выдержит это испытание с достоинством, каковы будут по-следствия для государства, по вашему мнению?

– С императивом – иметь справедливое общество, правовое государство, граждан и верую-щих, вдохновлённых верой, мы просто не имеем права не преодолеть беспрецедентный вы-зов сегодняшнего дня, вызов нашей идентичности, государственности, суверенитета и нашей Церкви.

– На нынешнем этапе репрессий в стране, по-видимому, намечается новая, «третья» сила, по крайней мере, об этом заявляется. Вы также ранее говорили о необходимости её появления. Может ли Самвел Карапетян стать объединяющим фактором?

– Господин Карапетян, как и наши священнослужители, бывшие депутаты, отец героя, полковник и другие граждане, а также наши соотечественники, находящиеся в Баку, является чисто политическим заключённым. К сожалению, ереванские стандарты уже приближаются к бакинским, и это — большая трагедия. В любом случае, даже пусть и запоздалое вхождение господина Карапетяна в гражданское и политическое поле в качестве созидательной силы, позитивного присутствия, можно только приветствовать. Приветствовать — как важную часть коллективного решения, но ни в коем случае не как человека, вокруг которого можно объединиться в поисках «спасителя». Мы должны создать всенародный фронт, чтобы вместе встать за свободу и господина Карапетяна, и священнослужителей, обычных граждан и всех политических заключённых. И тем более мы должны встать вместе – с коллективным решением освободить нашу страну, наше государство, здание правительства. И никто не должен говорить: «Я возглавлю». Каждый гражданин должен быть участником, свидетелем, каплей, вложенной в реальное освобождение нашей Родины – в подлинное освобождение нашей страны. 

Марианна Каграманян

hraparak.am